Страничка педагога-психолога
Папка - передвижка «Что должен знать ребёнок идущий в школу»
Буклет Возрастные особенности 3-4 года.pdf
Буклет Возрастные особенности 4-5 лет.pdf
Буклет Возрастные особенности 5-6 лет.pdf
Консультация для родителей
«Адаптация детей к условиям детского сада»
Детский сад — новый период в жизни ребёнка. Для малыша это,
прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство
из них реагируют на садик плачем. Чем старше ребёнок, тем быстрее он
способен адаптироваться.
Что даёт посещение детского сада ребёнку?
• Общение со сверстниками.
• Возможности для интеллектуального и физического развития.
• Приобретение самостоятельности.
Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети
проходят через адаптационный период.
Что такое адаптация?
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую
среду и привыкание к её условиям. В силах родителей и педагогов сделать
жизнь ребёнка счастливой, интересной и насыщенной.
Фазы адаптационного периода:
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три
степени приспособления ребёнка к детскому саду:
• Лёгкая (от 1 до 16 дней)
• Средняя (от 16 до 32 дней)
• Тяжёлая (от 32 до 64 дней)
Степень социальной адаптации зависит от индивидуально – психологических особенностей ребёнка. Может происходить от одного дня и
более.
Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации?
Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком; перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения; с персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
Алгоритм прохождения адаптации:
Ступенчатая адаптация. Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально):
• В течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа;
• В течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа (дети проходят основные режимные моменты);
• Полная адаптация – 10-12 недель.
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
• Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в
первое время ребенок находится не более 1-2 часов (это регулирует
воспитатель по мере наблюдения за малышом);
• В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;
• В период приспособления к новым условиям нужно тщательно
наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;
• В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом
обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;
• Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку.
• Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда.
Если ребёнок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с
детьми, то оставляйте его. Если малыш ещё не готов оставаться – не
торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать
психику, чем поспешить и получить травму.
• Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не
так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация
начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему
придётся ходить каждый день.
• Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный
выходной или даже небольшие каникулы.
• Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок
долго находился дома.
• Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше
плюсов.
• В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его
играть с игрушками, если он хочет побыть с вами.
• Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия.
• Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.
Успешная адаптация малыша в д/с:
• Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не
плачет, не разговаривает во сне;
• Хороший аппетит;
• Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за
маму, не бегает, не капризничает и т.п.;
• Нормальное настроение, легко просыпается утром;
• Желание идти в детский сад.
Признаки дезадаптации:
• Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам,
разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;
• Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;
• Появление вялости, капризности;
• Появление агрессивности, часто меняется настроение;
• Ребенок стал чаще болеть.
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
• Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
• Чрезмерная тревожность родителей;
• Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
• Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
• Болезненность малыша;
Помните:
• Если семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму.
• Дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым
условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.
• На быстроту адаптации влияет и то, из каких условий ребенок
приходит в детский сад, что меняется в его жизни.
• Ребенок привыкнет быстрее, если сможет строить отношения с
большим количеством детей и взрослых.
• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес
детского сада и его сотрудников.
• Никогда не пугайте ребенка детским садом.
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.Тогда он точно будет удачным и для вас, и для вашего малыша.
- 112 просмотров














